«Мультиграфия» — один из самих любимых юными посетителями музея мастер-классов. Дети снимают мультфильмы об истории Владивостока, Приморья или музейных экспонатов. Однако создать анимацию можно и в школе, и дома. Следуйте советам и используйте свои фантазию и воображение.
Вам понадобятся:
Главное правило — оформить место съёмки так, чтобы при любом случайном движении не разрушить кадр (при малейшем сдвиге фона или камеры картинка в мультфильме пускается в пляс).
Техники, в которых вы сможете сделать свой мультфильм
1. Перекладная анимация
Достаточно нарисовать героя и вспомогательные элементы при помощи красок, вырезать их и выложить на фон. Чтобы картинка двигалась, плавно и последовательно меняйте движения и положения ваших героев. Перекладывайте элементы, убирайте руки, фотографируйте и опять перекладывайте.
Важно! Сюжет лучше продумать заранее. Чем больше вспомогательных элементов будет в вашей картинке (облака, солнце, деревья и т.д.), тем более живым будет ваш мультфильм.
Для начала сделайте контур изображения карандашом, маркером или ручкой, и только затем раскрасьте вашего персонажа.
Вырежьте.
Добавьте различные элементы и приступайте к съёмке.
Поместите ваших героев на фон, который важно закрепить по краям малярным или другим скотчем. Так он не будет двигаться при перемещении персонажей.
Передвигайте вашего героя, фотографируйте и снова передвигайте.
2. Графическая анимация
Для начала можно попробовать поэтапно дорисовывать элементы на одной картинке, а затем переходить к более сложным способам прорисовки (например, на кальке).
Вам понадобятся:
3. Предметная анимация
Здесь можно использовать всё, что угодно: одежду, предметы, конструктор, игрушки и так далее.
Для примера мы решили использовать одежду и постельное бельё, а также другие элементы, которые подходили по цвету и размеру.
На что похоже?
Это тигр под деревом.
Важно! Двигать все элементы необходимо одновременно, делая фото после каждой смены положения.
4. Анимация-коллаж
Сначала раскрасьте листы бумаги в разные цвета в любой из техник, а затем соберите из кусочков героя и сюжет.
Мы вдохновлялись книгой Эрика Карла «Десять резиновых утят».
Для того, чтобы ваш мультфильм получился, его необходимо смонтировать (соединить все кадры последовательно) при помощи специальных программ в компьютере или смартфоне. Можно использовать стандартную программу «Киностудия Windows live», которая установлена на компьютерах по умолчанию. Или более сложные программы (например, «Сorel Video Studio x10»).
При монтаже необходимо задать время показа одной фотографии. Оно может составить 9–25 секунд для быстрого движения и 40–60 секунд для более долгой смены кадра.
Помимо съёмки, вы можете записать на диктофон свой рассказ-сопровождение (добавив его в раздел музыки при монтаже) и оживить мультфильм своим голосом.
Важно! Необходимо сохранить видео в формате MPEG-4, чтобы его можно было просматривать с других устройств. Если такой возможности нет, то файл можно конвертировать в данный формат при помощи онлайн-ресурсов. Для этого введите в любой поисковик запрос «конвертировать видео онлайн».
Творческое задание
Выберете понравившуюся вам технику создания анимации. Возьмите за основу сюжета отрывок из произведения В.К. Арсеньева «Дерсу Узала», приведённый ниже, и снимите мультфильм. Присылайте видео на нашу электронную почту museum.education@arseniev.org и мы опубликуем его в музейном аккаунте в Инстаграме. Успехов в вашем творчестве!
«Однажды — это было в 1900 году — я бродил в тайге.
Время было осеннее, и утренние морозы уже раскрасили деревья и травы в тёмно-фиолетовые, пурпурные и золотисто-оранжевые тона. Появились первые признаки листопада – под ногами шуршала опавшая листва, лес начинал сквозить. Ночью был небольшой дождь, и поблёкшая буро-жёлтая трава не успела ещё обсохнуть. Солнечные лучи пробирались в самую чащу леса и играли в каплях воды, превращая их в искрящиеся алмазы.
Постоянным моим спутником в скитаниях по тайге был сибирский стрелок Поликарп Олентьев, прекрасный человек и хороший охотник. Но в этот день он остался на биваке починять обувь, а я с дробовым ружьём один пошёл в тайгу искать рябчиков.
Я шёл по небольшой дорожке и смотрел по сторонам. Мне вспомнились рассказы охотников о том, что тигр любит ходить по тропам.
Я взглянул себе под ноги — и вдруг увидел на тропе свежий след огромной кошачьей лапы. Страшный хищник шёл впереди меня! Читатель может себе представить, что со мной сделалось! Чувства мои смешались: я попеременно испытывал то страх перед опасностью, то охотничью страсть и любопытство… Я вспомнил, что в руках у меня дробовое ружьё и в сумке один только патрон с пулей. Но возвращаться назад было далеко и поздно. Я постоял, подумал, перезарядил ружьё и отправился вперёд. Тропа привела меня к горной речке. Как только я вышел на отмель, я опять увидел следы больших кошачьих лап. Они ещё не успели обсохнуть и были совсем влажными.
Я не шёл, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам. За рекой опять начиналась тайга, а за ней – старая гарь .
Не успел я дойти до опушки леса, как увидел того, кого искал и боялся найти. Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние лапы. Голова его покоилась на передних лапах, вытянутых вперёд. Он чуть шевельнул хвостом и как будто немного приподнял голову и посмотрел в мою сторону. Я спрятался за большой кедр.
Что делать? Стрелять? Но такого зверя одним выстрелом не убьёшь, а раненый он ещё опаснее. Стрелять в воздух? Но этим только привлечёшь к себе его внимание. Тихонько уйти назад? Но как это сделать?.. Сердце моё готово было выскочить из груди, на лбу выступили крупные капли пота, ноги онемели, руки дрожали.
Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте. Длинное жёлтое тело его было испещрено поперечными чёрными полосами. В это мгновение под ногой у меня хрустнула веточка – страшный зверь вновь взглянул в мою сторону. Сердце во мне захолонуло. Я считал себя погибшим безвозвратно…
Вдруг я увидел человека, идущего через поляну. Как предупредить его об опасности: стрелять, кричать, бежать навстречу? Я не знал, что делать, растерялся и в то же время почувствовал, что этот человек с ружьём в руках — мой спаситель. Он шёл, ничего не замечая, а тигр по-прежнему лежал на брюхе. «Какой, однако, дерзкий зверь!» — подумал я.
В это время человек поравнялся с тигром, перешагнул через него и пошёл дальше.
Ещё не понимая, что случилось, я невольно ступил вперёд и вышел из своей засады. И тут всё стало мне ясно.
Вместо тигра на поляне лежала большая колодина тёмного цвета. На ней не было даже никаких выступов, которые можно было принять за хвост или голову. Мало того, из самой середины спины воображаемого зверя торчал большой узловатый сук».
Подробнее узнать об истории мультипликации можно на сайте Большого фестиваля мультфильмов или в группе ВКонтакте.